Menu

Традиционные куколки кокэси

Традиционные японские куколки кокэси изготавливаются из дерева и покрываются росписью. Вы можете найти их в различных городах Японии. Они продаются повсеместно: в сувенирных магазинах, в аэропортах, универмагах. Эти милые деревянные сувениры производятся только в шести северных префектурах острова Хонсю: Аомори, Акита, Иватэ, Мияги, Фукусима, Ямагата.

Куколки появились в конце периода правления клана Эдо, отмеченного в истории страны как эпоха процветания литературы, искусств и ремесел.  Кокэси считается куклой эпохи японского возрождения.

Появление традиции

Куклу кокэси начали продавать в качестве сувениров в районах с горячими источниками в середине 19 века. Говорят, что некоторые ремесленники, которые делали деревянную утварь, стали делать из остатков материала деревянные куклы. В былые времена японские фермеры любили наслаждаться водами горячих источников в перерыве между полевыми работами. Таким образом, области горячих источников были местом, где собиралось много людей. Посетители покупали куклы для своих детей и в подарок знакомым. Оттенкам красного, используемым в росписи, приписывалась способность прогонять болезнь. Куклы приобрели репутацию своего рода оберега или талисмана. Они быстро набирали популярность. Техника создания кокэси развивалась, и со временем, куклы стали не просто сувениром, а народным художественным искусством.

Первое предназначение

Изначально деревянные куколки изготавливались в качестве первых игрушек для малышей. Форма кокэси наиболее удобна для захвата маленькими ручками. Игрушки полюбились не только детям, но и посетителям горячих источников, которые покупали их в качестве сувениров. Бытует мнение, что работники источников использовали кокэси в качестве инвентаря, для проведения оздоровительных процедур.  Есть и другие версии возникновения ремесла, некоторые из которых, хоть и не находят подтверждения, но по-прежнему будоражат умы исследователей. К одним из таких предположений относится версия о символическом изображении в куклах — детей, ставших жертвой абортов. На эту версию натолкнулись лингвисты, выяснившие, что в японском языке, различные фонетические части слов могут иметь различные значения и соответственно могут быть представлены различными иероглифами, среди которых есть знак «ко», выражающий «ребенок» и «кэси», означающий «стирание» или «устранение». Таким образом, последователи этого толкования полагают, что милые и нежные маленькие куклы, сделанные из дерева, со сферической головой и цилиндрическим телом, могут являться олицетворением детей, убитых при рождении.

Детоубийство не было редкой практикой в сельских районах Японии в эпоху феодализма. Американский историк Томас К. Смит предполагает, что в восемнадцатом, начале девятнадцатого века, такая практика являлась отчаянным поступком в условиях нищеты, в качестве своеобразной формы планирования семьи. В городах и сельских районах страны на правительственном уровне было принято решение об отказе в продаже контрацептивов. Несмотря на официальный запрет абортов, для многих семей, детоубийство являлось необходимостью. Считалось большой неудачей и появление близнецов. Отсутствие ярко выраженных конечностей у кукол, с точки зрения приверженцев этой версии, только подчеркивает способ избавления от младенцев, туго завернутых в лохмотья перед кончиной. Да и японские приведения, представляются существами, лишенными ног.  Куклы вырезались, чтобы заменить утрату ребенка.

Согласно другой версии, кокэси вырезались для всех детей при рождении. Считалось, что юная душа будет находиться в кукле, до поры взросления. Став старше, детская душа будет храниться в кукле, а взрослая — жить.

Традиционные и авторские куклы кокэси

В Японии много разновидностей кукол. На первый взгляд они могут казаться одинаковыми, но приглядевшись легко заметить, что каждая из них имеет свой почерк автора, особенности региональной принадлежности. Помимо всего их можно отнести к традиционным ремесленным образцам, так и к авторским образчикам. Традиционные отличаются простым дизайном, круглыми лицами и цилиндрическим телом. Если встречается образец с прической, вырезанной из древесины, значит перед вами образец авторской куклы. Оригинальные изделия производится в регионе Тохоку, который находится на севере страны. Мастер по производству кукол зовётся в Японии «ко зин», где первое слово означает выполнение работы с помощью инструментов, а второе – человек. Формы и узоры различаются в зависимости от области, в которой была сделана кукла. Секреты ремесла передаются от мастера ученикам.

Школы традиционной куклы кокэси

Сегодня сохранилось одиннадцать школ традиционной куклы кокэси. Каждая школа имеет свои характерные формы и узоры, которые отражают культуру области, которую они представляют. Школа Тсучию в префектуре Фукусима, школы Язиро, Сакунами, Наруку и Тогатта в префектуре Мияги, Ямагата, Хизиори и Зао в Ямагате, Кизияма в префектуре Акита, Нанбу в Иватэ и Цугару в префектуре Аомори. Традиция школы передается членам семьи, реже подмастерьям. Мастер долго осваивает и совершенствует навыки. В производстве в равной степени участвуют мужчины и женщины. Большинство современных ремесленников принадлежат к возрастной группе от 50 до 65 лет.

Золотой век кокэси

В начале 20 века изготовление кукол получило мощный толчок к развитию. Это заслуга стремительной индустриализации Японии. Регионы, славящиеся своими горячими источниками, принимали все больше и больше отдыхающих, каждый из которых увозил с собой сувенир. Однако после «золотого века» кокэси, последовал спад производства, из-за популяризации таких материалов, как олово и целлулоид. Интерес к исконному промыслу снизился.

В 1928 году вышла в свет первая книга, посвященная изучению этого ремесленного промысла. Ее написал японский исследователь Амае Томия.

Технология изготовления

Начинается изготовление куклы с поиска подходящей древесины. Мастер заготавливает древесину, складывает на просушку. После сушки древесину режут на куски, заданной длины, срезают лишний верхний слой, чтобы заготовка подошла для токарного станка. Этот труд требует физической силы и умственной концентрации, крепкой руки и зоркого глаза.

Мастера считают, что чем старше дерево, тем более «зрелая древесина», а стало быть краски лягут основательнее. Найдя заготовку, мастер закрепляет ее на токарном станке.  В былые времена использовался ручной станок. Сначала придается форма голове, затем она полируется. С помощью кисти наносится рисунок волос. Раскрашивание происходит ещё во время вращения. Умелому мастеру достаточно лишь прикоснуться кистью к голове и вот, желанный орнамент уже готов. Далее идет изготовление туловища. Прикрепив другую болванку, из-под большого резца появляется тело. Более тонкими резцами вырезаются детали. После чего, сверлится отверстие в верхней части, в которое будет вставляться голова. Тщательно отполировав деталь, мастер приступает к ее преображению с помощью красок. Самой сложной задачей считается финальная сборка куколки. Мастера соединяют детали, используя возможности сухого фрикционного трения. Финальным штрихом является нанесение рисунка на лицо. Ошибиться на данном этапе — значит загубить все предыдущие усилия.

Краски и кисти

Украшение поверхности осуществляется с помощью традиционной японской кисти с использованием черных чернил, которые ремесленники готовят вручную, из пигмента и водной основы. Преобладающими цветами, используемыми в росписи, являются: красный, зеленый, фиолетовый и желтый. Синий не используется, так как считается холодным цветом.  В отличие от синего, красный рассматривается как благоприятный, оберегающий теплый цвет. Наиболее часто он применяется на северо-востоке Японии с холодным зимним климатом, отягощенным частыми обильными снегопадами. Поскольку применяется краска на водной основе, необходимо держать изделия вдали от влаги и солнца. В противном случае цвета действительно исчезают: зеленый выцветает первым, красный и черный пропадают за ним.

Древесина

Различные мастера предпочитают использовать в работе разные породы дерева. Одним из наиболее популярных пород древесины является сакура, не менее востребован клен, в ход идет и хурма, и кизил, и груша. Древесина, используемая при изготовлении влияет на характер изделия. Так мастера добиваются разнообразных базовых оттенков. Структура древесины проявляется в конечной работе. Куклы, сделанные из сакуры темнее, а из японского клена получаются практически невесомые игрушки. Кизил очень популярен из-за своей мягкости и податливости. Первые традиционные куклы были выполнены именно из этой древесины, так как применяемый на заре ремесла ручной токарный станок легче справлялся с работой.

Традиционная роспись

Для каждого из одиннадцати регионов характерна уникальная роспись. Так для региона Тогатта сначала на токарном станке проводятся две линии по 6 миллиметров снизу туловища, и две линии в районе плеч, после чего изделие окончательно отшлифовывают. Сняв со станка, мастер наносит цветочные орнаменты. Первыми появляются контуры красных хризантем на туловище. Роспись проводится снизу с левой половинки. Завершив, мастер переворачивает куклу головой вниз и наносит рисунок на правую часть. Сменив цвет, в той же очередности рисунок дополняется листьями. На обратной стороне игрушки художник нарисует ирис, пион или цветущую сакуру. Красные цветы и зеленые листья будут раскрашены в той же последовательности, что и цветы на лицевой стороне куклы.

В Язиро, после полировки, кукла остается на токарном станке и линии рисуются кистью во время вращения. Затем голова прикрепляется к телу, и на токарном станке окрашивается верхняя часть головы в фиолетовый, зеленый, красный и желтый цвет. Комбинация и порядок цветов зависит от ремесленника. Сняв изделие со станка наносится сначала правая бровь, а затем левая, затем правое верхнее веко справа налево, а затем левое. После этого художник в два приема рисует нос, верхнюю губу, затем нижнюю. Некоторые ремесленники дополняют лицо, прорисовывая щеки. Контуры кимоно рисуют красными чернилами, начиная с воротника, заканчивая запахом.

Кукол из Сакунами сначала окрашивают на токарном станке толстыми и тонкими красными и зелеными линиями. У некоторых кукол есть только цветные линии, у других только рельефные украшения. Обычно более половины тела покрывают токарными линиями, а цветочные орнаменты рисуются только на центральной части. Сначала рисуют цветы, затем фиолетовые и зеленые листья.

В школе Хизиори линии токарного станка окрашиваются на отшлифованном теле широкими красными или зелеными линиями в сочетании с двухцветными тонкими линиями. Некоторые ремесленники окрашивают тело кокэси желтым. Затем игрушка покрывается хризантемами, выполненными свободными и мягкими прикосновениями.

Для школы Наруку характерно нанесений линии на неподвижный корпус. Первые толстые красные линии наносятся на нижнюю часть кимоно, а затем тонкие линии завершают отделку. После наносятся полосы на плечи. Далее художник использует зеленую краску подобным же образом. Нанесение цветочного орнамента проводится на неподвижной заготовке.

Подобно росписи тела, есть и принятые в каждой школе штрихи для окончательной прорисовки волос. Мастера делают около тридцати кукол в неделю.  Эти показатели во времена повышенного спроса могли достигать дюжины в день. Старинные игрушки кокэси считаются антиквариатом. Их стоимость может составлять тысячи долларов.