С окончанием Второй мировой упадок японской культуры сменился ее новым подъемом. Первым вестником культурного развития в послевоенное время стал авангардный и нетривиальный танец буто.
Внутренняя составляющая танца
Главные акценты в буто делаются не на отточенности и выверенности движений танцора, а на внутренних порывах, которые реализуются по средствам определенных танцевальных элементов.
Основоположниками буто считаются Тацуми Хидзиката и Кадзуо Оно. Первое выступление в данном стиле состоялось только в 1959 году. Постановка основывалась на романе Мисимы «Запретные цветы».
Буто: история развития танца
Предпосылки формирования буто возникли, как ни странно, на Западе. В Германии в школе модернового танца обучалась пара Такая Эгути и Соко Мия. Когда обучение завершилось, молодые люди вернулись в Японию, и там, совместно с Кадзуо Оно, они основали новую школу.
Как бы противопоставляя новый танец западным прыжкам и пируэтам, Оно принял решение включить в него «низкие» элементы, добавляя и без того странному стилю некоторую долю потустороннего.
В Японии для хореографов традиционных стилей долгое время буто выглядел, как нечто маргинальное и отталкивающее. Местные литераторы же приняли танец с восторгом. Многие культурные деятели времен зарождения буто лично принимали участие в постановках Тацуми Хидзиката, второго основоположника стиля.
Внешность танцоров буто
Специфика танца сводится не только к лысой голове и выбеленному гриму танцора. Мистический ореол вокруг происходящего на сцене создается при помощи множества деталей.
Дикий и необычный танец призван, как шокировать публику, так и донести до зрителей некоторые философские постулаты.
Философия буто
Философская концепция танца своими корнями уходит в буддизм. Для непосвященных в тонкости культуры все происходящее с танцорами кажется полным абсурдом. В буто нет резких движений, никто не вращается и не прыгает. Часто, танцоры просто стоят или лежат, делают всего несколько движений, затем снова замирают.
Основная техника – это искаженная пластика тела, рассеянные движения, акцент на теле, как на главном атрибуте действа.
Танец не строится на заучивании движений. Он базируется на образах, которые должен передать артист. Так рождается философия «буто-фу». Например, танцору могут дать задание представить при помощи своего тела опустошенный сосуд, или рыбу, плавающую в материнской утробе.
Несмотря на большую степень спонтанности, в буто все же есть стандартный набор телесных откликов на определенные фразы. Они представляют собой следующее:
- Заученные движения при показе актерам картин известных художников;
- Стандартная реакция на некоторые образы, такие, как семья, работа, боль, страх, любовь.
Новаторство, которое изобрел Хидзиката, немного позже стало использоваться во многих хореографических студиях мира. Именно ему удалось соединить воображение танцора и пластику человеческого тела. Сегодня буто процветает и приобретает новые формы в Японии и за ее пределами.