Японские воздушные змеи одни из самых зрелищных в мире. Они полны эстетики и достоинства. Традиционный змей состоит из деревянного каркаса к которому крепится полотнище, расписанное различными мотивами, начиная от лиц легендарных героев войны, до невероятных геометрических узоров. В руках опытного мастера змей становится произведением искусства.
Легенды о первых змеях
Историки считают, что змеи запускаются в небо уже как минимум две тысячи лет, а возможно, и больше. И во все времена люди были очарованы ими. Летающий змей появился раньше, чем письменные подтверждения о его существовании. Информация о воздушных змеях встречается в фольклоре. Одной из ранних историй считается предание о китайском генерале Хань Синь, жившем в 200 годах до нашей эры. Он был командиром мятежной армии, пытавшейся свергнуть тирана-правителя. Командуя небольшими плохо вооруженными войсками, генерал рассчитывал только на внезапность. Хань приказал своим воинам соорудить воздушного змея и пустить его над императорским дворцом. Это позволило измерить расстояние до цитадели зла по длине веревки. Сведения такой своеобразной разведки позволили определить длину туннеля, который планировалось построить, чтобы силы повстанцев незаметно смогли подступиться ко дворцу. История повествует о том, что повстанцы копали всю ночь, пока не проникли в стан врага. Повстанцы победили, а император был свергнут. Новый император занял трон, и это событие ознаменовало начало правления династии Западная Хань, чья власть удерживалась в Китае две сотни лет.
Существует несколько версий этой истории. Любимой детьми является та, в которой Хань Синь предстает маленьким человечком. Он попросит своих подчиненных привязать его к змею и летит над ночным вражеским лагерем. Солдаты императора, увидев устрашающий объект над их головами, услышали громкий голос, приказывавший им вернуться в свои семьи. Голос вещал о том, что они нужны дома, и несомненно, умрут, если останутся внутри дворцовых стен. На следующий день многие солдаты бежали, и войска с легкостью победили тех, кто остался.
История воздушных змеев в Японии
Считается, что воздушные змеи были привезены в Японию буддийскими священниками, которые путешествовали из Кореи и Китая в исторический период Нара. В основном использовались в религиозных церемониях. Произошло это в период между шестым и восьмым веком. Название впервые фигурировало в японском словаре, составленном в 989 году, где их называли «бумажными ястребами», что указывает на то, что первые воздушные змеи в Японии были с изображениями птиц. Японцы вобрали в себя большую часть китайской культуры, но им удалось разработать и свои собственные самобытные конструкции. Основная прямоугольная форма, традиционная для Китая, трансформировалась и приобрела множество вариантов. Среди первых изделий можно отметить инновационных журавлей, драконов, рыб и черепах. Эти новые представления символизировали процветание, удачу и изобилие. Некоторые из образцов были предназначены для привлечения удачи, а другие отпугивали злых духов. В Японии, как и в Китае, есть много историй о воздушных змеях, используемых для перевозки или поднятия людей, в военных целях или для извлечения личной выгоды.
Легенда о самурайском воине
Одна любимых японцами легенд о воздушных змеях рассказывает о самурайском воине Минамото-но Тамэтом, жившего в 12 веке, который нарушил закон императора. О нем было сложено немало легенд, но одна, связанная со змеем, любопытна более остальных. Он был наказан разгневавшимся правителем и сослан с сыном на маленький остров. Не желая ребенку такой судьбы, самурай построил большого воздушного змея, привязал сына и по воздуху доставил свое чадо на материк. Эта легенда, в каком-то смысле, предшествовала появлению кайтинга. Сам Минамото-но, оставшись на острове совершил сэппуку.
Более поздняя история, относится к началу шестнадцатого века, и рассказывает о знаменитом воре и разбойнике Какиноки Кинсуке, который, будучи поднятым на воздушном змее, пытался украсть чешую со статуй золотых сятихоко, мифических существ, с головой тигра и телом дельфина, призванных оберегать строения от огня, с крыши замковых башен. Ему удалось украсть немного золота, да и приземлился он благополучно, но был арестован и сварен заживо в масле вместе со своей семьей за воровство.
Большая часть информации о существовании ранних японских воздушных змеев в лучшем случае является догадкой. Потомкам остается только соединять воедино сказания и легенды, за неимением письменных подтверждений истины.
Змеи эпохи Эдо
Во время периода Эдо Япония была закрытой страной, и именно тогда были разработаны самые красивые японские змеи, которые можно увидеть в музеях мира сегодня. Существовало около 130 различных стилей и типов воздушных змеев. Каждая провинция гордилась своей формой. Они были обычно украшены символами японского фольклора, мифическими существами и имели религиозное или символическое значение.
Все змеи раскрашивались яркими натуральными красителями, суми — черными чернилами и изготавливались из бумаги ручной работы – васи. Каркасом служили прутья бамбука или кипарисового дерева, в регионах, где бамбук не растет. Бамбуковая рамка называется костями, а полотно — кожей. В настоящее время популярным названием японского змея является «Тако». Считается, что оно связано с Токио, местом, где змеи были очень популярны. У японцев есть в словаре слово «Тако-Кичи», что означает «сумасшедший кайт».
Применение воздушных змеев
Известно, что змеи использовались не только в религиозных целях, но находили и практическое применение в хозяйственной деятельности. Больших воздушных змеев использовали для поднятия на крыши строительных материалов при возведении храмов в Японии. Вплоть до семнадцатого века, воздушные змеи ассоциировались в основном с религиозными ритуалами и, лишь во вторую очередь со светской деятельностью. Более или менее актуальная информация об их применении появляется, начиная с восемнадцатого века. Змеев запускали в надежде на хороший урожай. Буддисты считали, что летящий змей мог предсказать богатый урожай или его отсутствие. Осенью их запускали в благодарность за обильный урожай. В некоторых районах стебли риса привязывались к змею, в качестве символа благодарности.
Некоторые религиозные объединения продавали змеев в храмах для использования в качестве амулетов от болезни или невезения. Воздушными змеями поздравляли молодых родителей. В новогодние праздники их запускали, как символы благодарности за прошлое и в надежде на успех в наступающем году.
В последние два столетия религиозное значение вытеснили более светские удовольствия. Сегодня только пожилые японцы могут трактовать направление полёта и падения змея, в качестве предсказания успеха и обильности урожая. Воздушные змеи по-прежнему составляют наиболее красочную часть фестивалей и религиозных праздников. Новогодний змей для японских детей — значит ничуть не меньше, чем рождественский подарок для западного ребёнка.
Традиционно 5 мая японские воздушные змеи парят в небе. Так отмечают день мальчиков. На празднике урожая воздушные змеи летают со стеблями риса в знак символической благодарности за хороший урожай. Запускают и оберегающие от нечистых силы кайты. Раскрашенные лицами демонов, такие змеи служат оберегом против зла. Кроме того, один из самых известных фестивалей воздушных змеев в Японии – Хамамацу собирает 2 000 000 зрителей.
Еще одна японская традиция — это поздравительные змеи, которые запускаются в честь появления первенца — сына. Считается, что воздушные змеи с картинами народных героев или богов защищают новорожденного и ведут его во взрослую жизнь. На них изображали Фукусукэ — карлика, с непропорционально большой головой, который принесет удачу и некоторые символы долгой жизни, такие как журавль или черепаха. Самый популярный рисунок содержал изображение маленького мальчика, которого родители оставили в горном лесу и его вырастили медведи — он вырос, чтобы быть мудрым и очень сильным. Часто рисуют карпа, который является еще одним символ силы и храбрости, потому что карп плывет на нерест против течения.
Змеи – гиганты
Около двух сотен лет назад буддийский священник обещал фермерам, что, если они будут пускать воздушных змеев в небо, которое распоряжается дождями, ветрами и молниями, это будет радовать богов и оказывать благотворное влияние на погоду, которая принесет им пользу. Сначала фермеры делали небольших воздушных змеев, при этом с каждым годом урожаи становилась все обильнее. Их благосостояние росло, а с ними и вера в чудесные свойства. Постепенно появились гигантские змеи.
Большие воздушные змеи всегда нравились японцами. В наши дни на территории страны проводится несколько очень популярных фестивалей гигантских воздушных змеев. Один из крупнейших японских воздушных змеев был «Wan Wan», шириной 24 метра. Змей, изготовленный в 1914 году, весил больше полутора тонн и обслуживался двумя сотнями человек. Его хвост был длиной 500 футов и выполнялся из корабельных канатов. Иногда ветер был настолько сильным, что удержать гиганта было практически невозможно, и его ставили на якорь, пока ветер не утихнет.
Сейчас производят крупных воздушных змеев, длиной более 15 метров, шириной 11 метров, весом более 800 килограммов. На их конструирование уходит 1500 листов бумаги и их обслуживанием занимается сотня человек.
Японские стили змеев
Существует множество стилей японских змеев, каждый из которых имеет различное происхождение и значение. Самым известным является тип «Эдо» — один из самых известных японских воздушных змеев, чье имя отражает старое название Токио. По конструкции он прямоугольный и многорукавный, с тщательно продуманными и подробными картинами известных воинов, актеров кабуки, жрецов и гейш. Как и большинство японских воздушных змеев, воздушные змеи Эдо летают без хвостов. Общепринятое убеждение заключается в том, что, если змей требует наличия хвоста для того, чтобы летать, то он плохо разработан. Хвосты добавляют только в случае сильного ветра.
Змеи «роккаку» — шестиугольные. Славятся своими превосходными характеристиками полета, стабильностью и простотой конструкцией. Этот змей родом из города Санджо, в центре северной Японии. Они бывают различных размеров, но его полетные характеристики достаточно стабильны при любой скорости ветра. Сегодня, этот тип воздушных змеев делается из различных материалов и запускается во всем мире.
Змей «цугару» получил свое название от района в северной части Аомори. Он сильно отличается от других японских стилей. Он выполняется не на бамбуковой деревянной раме. Стиль росписи цугару является одним из самых впечатляющих из всех японских стилей.
Помимо создания крупных воздушных змеев, японцы также увлекаются миниатюрами образцами шириной в несколько миллиметров. Воины-самураи использовали для изготовления таких крох солому и папиросную бумагу.