Menu

Япония в Первой мировой войне

Участие Японии в Первой мировой войне не относится к широко известным историческим фактам. На Западе как-то подзабылось, что японцы выступили на стороне союзников против Германии, Австро-Венгрии и Османской империи. Японский Имперский флот сражался с немецкими и австрийскими подводными лодками в Средиземном море. Такую всеобщую амнезию можно объяснить несколькими факторами.

Во-первых, немногим более 700 японцев погибли в сражениях той войны, тогда как, например, Франция потеряла более 1,4 млн. своих солдат. Во-вторых, агрессия Японии во время Второй мировой войны как союзника Германии и Италии почти полностью затмила участие Японии в более ранней войне. Наконец, расовое пренебрежение западных держав в отношении азиатских стран в общем и Японии в частности, окрасило западное восприятие событий.

Организация и оснащение армии и флота

В 1914 году японская армия состояла из 18 полевых дивизий, каждая из которых была организована таким образом, что могла быть развернута независимо от остальных и без подкреплений.
Войска были оснащены современным вооружение и техникой. Пехота могла похвастаться стрелковой винтовкой типа 38 Arisaka. Основа артиллерии была сформирована из орудий Круппа, выпущенных в Японии по лицензии.

В 1910 году капитаном Токугавой Йошитоши был осуществлен первый моторизованный полет на биплане. Однако армия проявила значительный интерес к военной авиации только незадолго до и во время Первой мировой войны. Наиболее важные типы военных самолетов поступали от производителей Farman и Nieuport.

К 1914 году Императорский флот подразделялся на три части. Первый флот состоял из современных линкоров и крейсеров под командованием вице-адмирала Като Томосабуро. Второй флот состоял из захваченных, старых российских кораблей и крейсеров — его командиром был вице-адмирал Като Садакичи. Третий флот был размещен в Южно-Китайском море и состоял из крейсеров. Важнейшими стоянками флотилий были порты Йокосука, Куре, Сасебо, Оминато и Майзуру.

Военно-морские силы все еще находились в зачаточном состоянии, однако японские адмиралы признавали преимущества самолета, а в 1913 году транспортное судно Wakamiya было переоборудовано в подобие гидроавианосца. Во время маневров осенью 1913 года с этого судна было проведено несколько взлетов, а к началу 1914 года флот имел десять уже 10 таких авиатранспортов. 5 сентября 1914 года впервые атака на немецкие цели у Циндао была осуществлена гидропланами с Wakamiya.

Разные стратегические подходы и возросшая механизация в канун Первой мировой войны пока не представляли неразрешимых проблем для японской оборонной промышленности. Только в межвоенный период разногласия между армией и военно-морским флотом привели к снижению производства вооружения и истощению ограниченных ресурсов империи.

Вступление в войну

Менее чем через неделю после начала войны Япония предложила присоединиться к Антанте в обмен на немецкие территории на Дальнем Востоке и островах Тихого океана. Когда Великобритания попросила помощи японского флота в патрулировании восточной части Тихого океана, Япония согласилась, объявив войну Германии и Австро-Венгрии 23 августа 1914 года.
Благодаря японскому патрулированию в Тихом океане британский королевский флот смог переместить больше своих кораблей с востока в Атлантический океан и Средиземное море, а также укрепить флот в Скапа-Флоу, к северу от Шотландии.

Японцы также начали продвижение в сторону немецких владений в Китае (особенно в портовом городе Циндао на севере) и немецких колоний в Тихом океане, планомерно занимая Марианские, Каролинские и Маршалловы острова. Успехи Японии вызвали обеспокоенность как союзников, так и Соединенных Штатов, которые, хотя на тот момент и не участвовали в войне, рассматривали японцев как угрозу своим интересам в Тихом океане. На последовавших переговорах был достигнут компромисс: Японии позволялось оккупировать немецкие территории к северу от экватора.

Оккупация германских владений в Тихом океане

Территория Германии в Тихом океане включала Микронезию с 1459 островами и атоллами, общей площадью всего 2200 км 2, где проживало 450 000 жителей, из которых лишь немногие были европейцами. После объявления войны Германии, объединенный японский флот подготовился к морскому походу, и 14 сентября 1- я южно-морская эскадра 1-го боевого флота отплыла из японского военно-морского порта Йокосука. В состав эскадры вошли современные крейсеры «Курама»и «Цукуба», а также старый крейсер «Асама», два эсминца и три транспортных парохода.

Эскадра достигла Маршалловых островов 29 сентября. Сотрудники германской администрации не пытались сопротивляться и попали в плен. После того, как командующий флотом оставил трех офицеров в качестве новых управленцев, эскадра возобновила свою миссию и после нескольких остановок к 12 октября добралась до гавани Трук.

Тем временем, 2-я южно-морская эскадра под командованием контр-адмирала Мацумура Тацуо, состоявшая из современного линкора «Сацума», крейсеров «Хирадо»и «Яхаси», вышла из военно-морского порта Сасебо и направилась к островам Яп, где японские морские пехотинцы заняли важную телеграфную станцию.

На оккупированных территориях наблюдалось жесткое военное управление. В качестве центра был выбран атолл Трук, который после войны переормировали в одну из важнейших военно-морских баз за пределами Японии. С его завоеванием военно-морской флот реализовал свою стратегическую цель — расширение на юг.

Японский флот в Тихом и Индийском океанах

По просьбе союзников японский флот должен был осуществлять многочисленные операции по обеспечению безопасности в Тихом и Индийском океанах. Он участвовал в сопровождении войск из Австралии и Новой Зеландии, перебрасываемых в Европу, а также обеспечивал охрану морского маршрута вокруг мыса Доброй Надежды. Это позволило британскому флоту переместить больше сил в Северную Атлантику и обеспечить конвой транспортников в Европу. Японский флот также охранял морской путь до Сингапура, маршруты в северной части Тихого океана к Мексике, а также западное побережье США, что позволило ВМС США переместить свои военные корабли из Тихого океана в Атлантику.

Японский флот в Средиземном море

Средиземное море имело жизненно важное значение для Антанты, поскольку среди прочего через него проводились союзные перевозки войск из Африки и Азии на поля битв в Западной Европе. Поскольку немецкие и австро-венгерские подводные лодки были серьезной угрозой для обеспечения морских маршрутов в Средиземном море, Япония по просьбе британского адмиралтейства отправила 10-ю и 11-ю флотилии с восемью эскадренными миноносцами типа «Каба» под командованием контр-адмирала Кёзё Сато для поддержки сил безопасности и эскорта.

Помимо прочего, Япония тайно намеревалась не только узнать о новом вооружении для подводных лодок, но и о мерах противодействия подводному флоту, изучить их и оценить результаты. Группа военных кораблей во главе с крейсером « Акаши» достигла Средиземного моря в середине апреля 1917 года и заняла позицию на Мальте.

Потери союзников на Западном фронте требовали постоянного потока подкреплений. В случае перекрытия средиземноморского маршрута, войска французской и британской империи вынуждены были бы обходить всю южную оконечность Африки. Японский Имперский флот начал выполнять свои обязанности по сопровождению, базируясь на Мальте и защищая союзнические перевозки между Францией, Италией и египетскими портами.

Во время патрулирования японские эсминцы 34 раза сталкивались немецкими и австрийскими подводными лодками. Два эсминца были повреждены. Один из них, «Сакаки», потерял убитыми 68 матросов, когда австрийская подводная лодка U-27 напала на него в июне 1917 года. Несмотря на ущерб, корабль остался на плаву и был отремонтирован.

К концу войны эскадра сопроводила 788 кораблей по Средиземному морю, благополучно перевезших более 700 тыс. военнослужащих на Западный фронт. Несколько японских командиров совершили харакири после того, как суда, находящиеся под их защитой, были потеряны.

21 требование Японии к Китаю

Япония использовала победу в Циндао, чтобы предъявить территориальные требования к Китаю. 18 января 1915 года премьер-министр Японии Окумы Шигенобу представил правительству Китая 21 требование, которые можно классифицировать следующим образом:

  1. смена немецкого влияния на японское на Шаньдунском полуострове;
  2. усиление японского влияния в южной Маньчжурии — договор аренды Порт-Артура должен был быть продлен еще на 99 лет;
  3. требование концессий на добычу полезных ископаемых в Китае;
  4. официально гарантировался национальный суверенитет Китая, но при этом запрещалось отдавать в аренду гавани для иностранных держав — это требование было направлено против расширения влияния США на Азию;
  5. проведение консультаций по всем важным вопросам внешней и внутренней политики, что сделало бы Китай зависимым от Японии.

Несмотря на то, что Китай информировал Великобританию, США и другие западные державы об этих жестких требованиях, никаких протестов со стороны европейских союзников не возникло. Оказавшись без поддержки международного сообщества, китайцы вынуждены были принять Требования в мае 1915 года. Только пятая группа была отменена и скрыта от общественности в секретном приложении. Принятие Требований привело к протестам китайской общественности.

Крупнейшим китайским протестом против Требований стало собрание тысяч студентов в Пекине, 4 мая 1919 года. В скором времени к ним присоединились тысячи сочувствующих из всех слоев общества по всей стране. Впервые, в Китае, люди из разных классов собрались вместе, чтобы бороться за общую цель.

Сибирское интервенция

Летом 1918 года Япония была втянута в очередную военную операцию, так называемую «сибирскую интервенцию». Октябрьская революция 1917 года в России, сепаратный мир с центральными державами в 1918 году, а также продолжение гражданской войны усилили опасения союзников о возникновении хаоса на территориях бывшей Империи, поэтому в июле 1918 года США, Франция и Великобритания попросили японское правительство принять участие в объединенной интервенции в Сибири. США предложили, чтобы каждый союзник отправил 7000 солдат.

Токийский военный штаб разработал амбициозные планы военной экспедиции в Сибирь, а также убедил Китай согласиться на японскую интервенцию в Северной Маньчжурии. Вместо 7 тыс. солдат Япония отправила 12 тыс., военно-морскую эскадру и военные самолеты для Владивостока. В течение нескольких месяцев Япония увеличила количество войск до более чем 75 тыс. человек, и продвинулись вдоль Сибирской железной дороги в район Забайкалья между Амуром и Байкалом. В конце Первой мировой, в ноябре 1918 года японские солдаты оккупировали все гавани и крупные города в России и в Приморье и в Восточной Сибири.

К участию Японии в сибирской интервенции привел целый комплекс причин. Согласно официальным источникам, Япония, так же как США и другие страны, только «хотела спасти» чехословацкий корпус, поднявший мятеж против советской власти. Дополнительными важными соображениями стали интенсивная ненависть японского правительства к коммунизму, стремление компенсировать исторические потери в отношениях с Россией и прекрасная возможность разрешить северную проблему безопасности Японии путем создания буферного образования или прямым территориальным расширением. Однако, потерпев полное фиаско, Япония понесла большие потери, и в октябре 1922 года была вынуждена вывести свои войска из Советской России.

Заключение

Помимо США, Япония стала одним из настоящих победителей Первой мировой войны. Однако ей не удалось превратить эту победу в прочный успех. Злополучное участие в сибирской интервенции должно было бы привести к переосмыслению основных целей, однако Япония продолжила свою безудержную и агрессивную экспансионистскую политику в Восточной Азии. Итогом стало начало Японо-китайской войны в 1937 году и позорный альянс с нацисткой Германией. И только после восьми лет лишений в результате полномасштабной войны в Азии и на Тихом океане милитаризму в Японии был положен конец.

2 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...