Cюнга –это форма японского эротического искусства, которая щекочет чувства и раздвигает границы традиций с лукавой усмешкой. Сюнга долгое время развивалась параллельно с более традиционными формами искусства, показывая, что в Японии было место и для чайных церемоний, и для игривых разговоров в спальне.
В переводе с японского сюнга означает «весенние картинки». Так назывались эротические изображения, ставшие популярными в эпоху Эдо (1603—1868).
Однако впервые сюнга появилась в Японии задолго до эпохи Эдо. В основу этого жанра были положены иллюстрации из китайских медицинских трактатов, которые попали в Японию в конце 8 века, а уже в начале 9 века началось становление и распространение сюнги как эротического пособия.
Обычно «весенние картинки» создавались в виде свитков или брошюр, а позже — гравюр, весьма разнообразных по своей тематике и стилю, изображающих как утончённые интимные моменты, так и достаточно вульгарные, с точки зрения европейцев, сцены.
Когда во второй половине 19 столетия европейцы «открыли» для себя Страну Восходящего Солнца, произведения японского искусства стали постепенно проникать в страны западной Европы. Наряду с благопристойным жанром гравюры укиё-э, изображающим прелестных гейш, борцов-тяжеловесов сумо, актеров театра Кабуки, различные бытовые сценки, и японскую природу жители Европы и Нового Света увидели и эротический жанр сюнга, который привел их в настоящий шок.
В Европе процветание такого жанра считалось немыслимым, а массовость распространения эротической живописи среди японцев считалась чудовищной.
Европейцы не были знакомы с древнейшими традициями Японии, где не существовало такого понятия как «первородный грех». Веками взаимоотношения мужчин и женщин в Японии были свободными, и если чувства между парой охладевали, любовники без всяких предрассудков находили себе новых партнеров.
Совместное купание было нормой в период Эдо. Вид обнаженных тел мужчин и женщин не считался чем-то необычным, и отношение к сексу было достаточно терпимым. Считалось, что преувеличенные изображения мужских гениталий являются символом процветания будущих поколений. Картинки сюнга также использовались для сексуального образования незамужних женщин и молодоженов.
В Средние века сюнга печаталась на дешевой бумаге, и качество полиграфии оставляло желать лучшего. Как правило, «весенние картинки» издавались в виде альбомов из 12 листов, с изображением порнографических комиксов, связанных по смыслу. Они преследовали три цели: развлечение и получение удовольствия, способствовали сексуальному образованию и побуждали японцев к посещению «веселых кварталов».
После «реформ Кёхо» в 1716 г. гравюры укиё-э должны были соответствовать определенной теме и ограничиваться определенным количеством цветов. Однако картинки в жанре сюнга, которые незаконно продавались в городских кварталах, не попадали под эти ограничения. В результате, первоклассные художники укиё-э могли свободно использовать весь арсенал изобразительных средств для создания многоцветных и наполненных сложными деталями картинок сюнга.
Лучшие образцы сюнги созданы не каким-то одним художником, работавшим в стиле укиё-э, а несколькими первоклассными художниками, такими как Хишикава Моронобу, Судзуки Харунобу, Тории Киёнага, Кацусика Хокусай, Утагава Кунисада, Утагава Куниёси и Кейсай Эйсен. Наиболее известным из них является Кацуси́ка Хокуса́й (1760—1849), создавший гравюру «Большая волна в Канагаве», которая стала своеобразной визитной карточкой японского искусства.
Японские эротические картинки сильно отличаются от современных им европейских рисунков, основанных на реализме и зарисовках с натуры. На большинстве гравюр сюнга пары изображались полуодетыми, потому что одежда демонстрировала степень богатства и социального статуса, а слегка оголенные тела казались наиболее сексуальными и желанными.
Зато обнаженные участки тела изображались японскими художниками карикатурно преувеличенными. Эту традицию сюнга унаследовала от китайских медицинских трактатов, авторы которых намеренно преувеличивали размеры половых органов на иллюстрациях. Европейская публика подшучивала над японцами, называя картинки сюнга «несбывшейся мечтой японского мужчины».
Хотя сюнгу и называют самой фэнтезийной порнографией в мире, следует отметить, что многие японские художники не понаслышке знали о нравах «веселых кварталов». Они переносили в свое творчество сценки, которые видели воочию, а часто и сами были их участниками. Может быть, поэтому в их рисунках удовлетворенная любовь и сексуальное наслаждение выражены с таким ярким и смелым эротическим юмором, сделавшим дешевые порнографические рисунки выдающимся явлением изобразительного искусства.
Первая выставка «Сюнга» в Японии прошла в токийском музее Эйсэй Бунко в 2015 году с неслыханным успехом и привлекла 210 тысяч посетителей. В 2013 году выставка «Сюнга: секс и удовольствие в японском искусстве» прошла в Британском музее в Лондоне и привлекла около 90 тысяч посетителей. Сегодня шедевры японской сюнга можно увидеть в лучших музеях мира.